История туристического рюкзака

Время на прочтение: 4 мин
История туристического рюкзака

Появления такой полезной в современном мире вещи как рюкзак было обусловлено необходимостью освободить руки по время переходов или охоты. В 1992 году археологами был найден скелет человека, которому более пяти тысяч лет. Удивительным был не сам скелет, а конструкция рядом с ним. Она представляла собой U-образный каркас из дерева, оплетенный кожей.


Рюкзак был обязательной частью снаряжения римских легионеров, а у тамплиеров перемещение вещей было организовано с помощью деревянных каркасов со шлейками. На эти каркасы можно было поместить мешок с вещами или другой груз. На территории Америки индейцы использовали доску со шлейками для перемещения добычи с охоты.

Широкое распространения предшественник рюкзака, который назывался ранец, получил только в XIX веке. Ранцами были снабжены практически все армии мира еще с XVIII века и изготавливались из кожи, но уже 70-х годах XIX века материалом изготовления стала парусина. Особенность парусины – увеличение волокон ткани при попадании на них воды – делала рюкзаки непромокаемыми, а использовать их можно было теперь в любую погоду. Кроме того, парусина значительно легче кожи. Немногим позже в некоторых армиях ранцы были заменены на вещмешки – мешок с лямками, который наверху затягивается клапаном.

В 1886 году была проведена первая попытка разгрузить плечи и спину с помощью поясного ремня, но она провалилась из-за громоздкости конструкции.

В начале XX века Оле Берган из Норвегии запустил производство вещевых мешков на анатомическом стальном каркасе. Через некоторое время сталь была заменена на легкий алюминий, а кожа – на брезент.

В 1924 году в США Ллойд Нельсон разработал рюкзак, в котором роль каркаса выполняла деревянная доска, которая не позволяла острым частям снаряжения колоть в спину. Свою идею Нельсон взял у индейцев. В тканевой части рюкзака изобретатель поместил клапан, который надежно закреплял снаряжение внутри и не давал ему вываливаться. Небольшая реклама сделала «Охотника Нельсона» самым популярным в то время рюкзаком в Америке, они поступили на вооружение армии и пожарной службы, а также были в снаряжении каждого туриста.

Рюкзаки были незаменимыми в спорте и туризме и в СССР, где очень важно иметь свободные руки и распределять вес ноши. В начале 30-х годов начали массово производиться бесформенные мешки для туризма, но они быстро вышли из моды с созданием первого «абалаковского рюкзака». Рюкзак был разработан двумя братьями-альпинистами Виталием и Евгением Абалаковы. Абалаковский рюкзак не имел каркаса и был результатом заимствования различных технологий и конструкций немецких рюкзаков.

В Америке в 50-х годах XX века профессиональный турист Дик Келти разработал модель рюкзака, который крепился на деревянную раму и комплектовался поясным ремнем. Наличие ремня помогало значительно разгрузить плечи и спину, но рама все еще оставалась неудобной. Келти не останавливался на достигнутом и через несколько попыток усовершенствовать рюкзак заменил деревянную раму на более легкую и удобную алюминиевую, которая давала дышать спине. Кроме того, вместо тяжелого брезента Дик использовал новейшую разработку – нейлон. 70-е годы в Америки ознаменовались большой популярностью туризма и здорового образа жизни, поэтому спрос на рюкзаки Келти стал особенно высоким.

В СССР в это время готовились к Олимпиаде-80. Аркадием Яровом был разработан туристический рюкзак с очень продуманной системой лямок и шнуровкой на боку. Этот рюкзак был значительно удобнее «абалака», но все еще имел недостатки в виде отсутствия поясного ремня. Этот недостаток был исправлен в следующей модели рюкзака для туризма. «Ермак» не только закреплялся на поясе, но и имел алюминиевый каркас. Первый станковый рюкзак пользовался большой популярностью, но его конструкция была не очень удачно: при падении турист мог удариться о каркас и сломать шею.

Уже в 80-х годах развитие туризма требовало подходящего снаряжения, которое было бы и удобно, и безопасно. Дефицит качественного снаряжения заставил туристов заняться шитьем рюкзаков самостоятельно. Популярной моделью таких рюкзаков была «американка»: вертикальный рюкзак с поясным ремнем и лямками, предотвращающими оттягивание полного рюкзака от спины. Чуть позже начали открываться различные кооперативы по пошиву рюкзаков, многие из которых в настоящий момент переросли в известные фирмы по производству туристического снаряжения.

За прошедшее время до настоящего момента рюкзаки значительно изменились. Появились новые материалы изготовления, более легкие, прочные и надежные. Улучшились системы переноски, конструкции спинки с отличной вентиляцией. Появилось огромное множество рюкзаков различных видов: туристические, велосипедные, спортивные, городские, детские, школьные. В настоящее время ассортимент рюкзаков действительно широк: в интернет-магазин Lishop.by можно найти рюкзак любого типа по доступной цене, а также получить обстоятельную консультацию по выбору рюкзака. Выбирайте и заказывайте!

Тема:
Туризм / Рюкзаки
Рассказать друзьям
Страна:
г. Минск пр-т Независимости, д. 169, офис 703